Калининград: новая поисковая платформа Яндекса

калининград поисковая системаНовая поисковая платформа под названием «Калининград» была представлена чуть более месяца назад Яндексом. Суть ее – формирование выдачи, индивидуальной для каждого пользователя, исходя из истории его поисков и предпочтений. Данное нововведение было воспринято SEO-сообществом неоднозначно: некоторые приняли новость спокойно, у других началась паника.

Все же, давайте рассмотрим новую поисковую платформу, чтобы понять, из чего она состоит и какие имеющиеся в ней параметры влияют на процесс формирования персональной выдачи. В своем пресс-релизе представители Яндекса уверяли, что «Калининград» по умолчанию является включенным для всех пользователей, не зависимо от того, авторизованы они или нет. Другими словами, новая платформа поиска была создана для всех пользователей с поисковой историей, и она должна влиять на ранжирование всех видов запросов. Ограничиваясь данным мастер-классом, можно постараться выявить, насколько сильным является влияние новой платформы «Калининград» на формирование персонализированной выдачи, а также на принципы по продвижению сайтов в целом.

Что такое «Калининград»?

Это новая поисковая платформа Яндекса, которая состоит из таких частей:

— персонализированные подсказки поисковой системы, которые умеют брать в расчет предыдущие поисковые запросы пользователя. Допустим, если ранее Вы уже искали информацию в сети по запросу «Титаник», то при наборе Вами буквы «к» в строке поиска, одними из первых, в появившемся перечне результатов, Вы увидите подсказки «как снимали Титаник» и «Кейт Уинслет», но не «карта метро», к примеру

— персонализированная выдача результатов поиска. Пожалуй, это является самой интригующей частью новой поисковой платформы. Если ранее результаты поиска могли отличаться месторасположением пользователя, вводящего запрос, то теперь каждый человек сможет получить свои личные результаты поиска. Добиться этого получилось при помощи ввода персональных формул ранжирования документов.

Эти обе составляющие части новой платформы в настройках включены по умолчанию, но Вы можете в любой момент их отключить.

яндекс калининград

 

По заверению специалистов Яндекса, при вводе персональных результатов улучшается качество выдачи поиска, потому как это позволяет учитывать и регион пользователя, и его личные предпочтения, а также историю, включающую все предыдущие поисковые запросы. И теперь, тысячу вариантов выдачи по регионам заменят несколько миллионов SEPR вариантов (по количеству пользователей в поисковой системе).

Например, если ранее пользователь в поисках информацию о профилях для пластиковых окон, то скорее всего, он увидит в списке результатов 10 сайтов с данной тематикой, которые он уже посещал с целью найти полезную информацию раньше, и, конечно же – результаты «законсервированный» ТОП 10 – пользователь увидит в меньшей вероятности.

Чтобы лучше разобраться в новой платформе поиска Яндекса и понять принципы ее работы, был проведен эксперимент незначительного масштаба.

Эксперимент

Его цель – узнать, как сильно на формирование персонализированной выдачи влияет «Калининград», и необходимо ли будет менять принципы, по которым осуществляется продвижение сайтов, чтобы удержать из поиска Яндекс трафик.

Условия эксперимента: на Яндексе был создан новый аккаунт с чистой поисковой историей.

В ходе эксперимента

На протяжении 10 дней, ежедневно, с этого аккаунта создавались поисковые сессии, продолжительность которых составляла от 30 до 60 минут. В роли основного запроса, по которому впоследствии планировалось выдачу обычную изменить на персонализированную, вводился запрос – «пластиковые окна» для региона – Москва.

В первый день начала эксперимента выдача для запроса «пластиковые окна» в регионе Москва для пользователя, не прошедшего авторизацию, выглядел таким образом:

запросы поиска

Для авторизованного пользователя результаты выдачи по идентичному запросу были следующие:

поиск яндекс

Как можно заметить, как и в первом случае, так и во втором, пока выдача одинакова.

В целях эмуляции сессий поиска был составлен перечень, включающий 28 хвостов информационного и коммерческого типа под запрос «пластиковые окна», по которым совершались поисковые сессии:

1. пластиковые окна цены

2. установка пластиковых окон

3. пластиковые окна калькулятор

4. пластиковые окна отзывы

5. преимущества трехкамерных стеклопакетов

6. какой профиль для пластиковых окон выбрать

7. окна rehau

8. пластиковые окна профили

9. пластиковые окна veka

10. какие хорошие пластиковые окна

11. пластиковые окна kbe

12. пластиковые окна размеры

13. как установить пластиковые окна

14. сколько стоят окна пластиковые

15. окна пвх

16. окна rehau

17. окна москва

18. окна пвх цены

19. установка пластиковых окон цены

20. где купить окна пластиковые

21. пластиковые окна как выбрать

22. фирмы по пластиковым окнам

23. установка пластиковых окон своими руками

24. отзывы о пластиковых окнах

25. фирмы по установке пластиковых окон

26. немецкие окна пластиковые

27. пластиковые окна москва установка

28. дешевые пластиковые окна цены

Был составлен список, содержащий семь наименований сайтов, которые по запросу «пластиковые окна» не входили в ТОП 10, но при этом они присутствовали в ТОПе по запросам, представленным выше: ramokna.ru, plastika-okon.ru, oknalux.ru, zavodskieokna.ru, windmaster.ru, divnie.ru, ecookna.ru. Каждый день, перед тем, как начать поисковую сессию, по запросу «пластиковые окна» проверялся ТОП 10 с целью обнаружить изменения в выдаче.

Основной идеей эксперимента стало то, чтобы при совершении переходов на эти сайты, для запроса «пластиковые окна» персонализировалась выдача именно таким образом, чтобы они переместились в ТОП 10.

Результаты проведенного эксперимента:

Стоит отметить сразу, что результаты проведенного эксперимента стали в конечном итоге подтверждением слов специалистов Яндекса. Почему же «в конечном итоге»? Со стартом эксперимента были надежды, что период между началом его и первыми изменениями в ТОПе будет не очень значительным. Тем не менее, персонализировалась выдача лишь через 3 дня после того, как эксперимент с поисковыми сессиями был завершен. Таким образом, на то, чтобы был произведен пересчет поисковых результатов, включая персональные предпочтения пользователя, необходимо несколько дней.

На протяжении эксперимента подтвердились данные о факторах, которые учитывает поисковая система Яндекса, проводя персональное ранжирование информации:

— кликабельность позиций от 1 до n (количество кликов в выдаче)

— часть ответов, по которым не было переходов (пропуски некоторых сайтов в выдаче)

— часть кликов, занимающих позиции в ТОП 3- ТОП 10

— промежуток времени, который прошел с того момента, как сайт посещался последний раз.

В большинстве случаев, только 5 первых позиций выдачи поиска подвержены персонализации. Могут изменяться и все 10 позиций, но  более редких случаях.

По результатам эксперимента, по запросу «пластиковые окна» в ТОП 10 из семи избранных сайтов попали всего пять. Это видно на примере скриншота выдачи поиска, приведенного ниже.

персональная выдача поиска

Почему только пять из семи сайтов попали в ТОП?

По поводу этого, есть некоторое предположение, связанное с показателем возвратов в SERP. Объясняется это тем, что посещение сайтов oknalux.ru и zavodskieokna.ru было с небольшими затратами времени, и в рамках поисковых сессий в ходе моего эксперимента эти сайты имели довольно высокий показатель отказов. Вполне вероятно, что не очень хорошие факторы поведения в сочетании с регулярными возвратами к результатам выдачи поиска негативно отразились на позиции в ТОПе.

Небольшая хитрость – если хотите увидеть не персонализированную выдачу (без учета предпочтений пользователя), даже на тех аккаунтах, где поисковая история имеет достаточно значительные масштабы, необходимо в строку адреса ввести параметр &filter=person1 (при этом величина person может быть от единицы до десяти):

топы поисковиков

Также следует отметить, что не только выдача изменилась – персональными стали также поисковые подсказки для аккаунта, который был создан специально под проведение эксперимента. То есть, первые 3 подсказки при вводе в поиск буквы «п» были предложены на основании моей поисковой истории.

выплывающий список

В то время, как пользователи неавторизованные могут видеть следующий список подсказок:

список подсказок

Выводы о работе «Калининграда» — каково его влияние на запросы коммерческого типа

Можно заявить с большой уверенностью, что появление в Яндексе новой платформы не окажет сильного влияния на ранжирование коммерческих запросов, а это, по идее, не должно отрицательно отразиться на органическом трафике поисковой системы Яндекса. Объяснить это можно тем, что:

1. Новая платформа «Калининград» на данный момент в реальном времени не работает – до того момента, как появится персонализированная выдача, должно пройти некоторое время, в чем можно убедиться по результатам эксперимента

2. Специфика пользователей поисковой системы. Не так много пользователей будут на протяжении 10 дней подряд искать информацию об организациях , которые занимаются продажей и предлагают услуги установки пластиковых окон. Не правда ли?

Даже если новая платформа поиска «Калининград» и может повлиять на SEO, то в самой незначительной степени. Конечно, игнорировать тот факт, что Яндекс спустя некоторое время не запустит обновление, нельзя. Тем более, ввести новое обновление, которое сможет еще больше увеличить персональную составляющую выдачи, а также сократит промежуток времени до появления уже персонализированных результатов, ничего Яндексу не мешает.

Заключение

На данный момент, если брать в расчет имеющуюся информацию, можно подвести такие итоги:

Актуальны ли продвижения по позициям и ссылочное ранжирование в рамках новой поисковой платформы «Калининград»? Да, потому как для сайтов – попадание в ТОП 10 без персонализации предоставляет возможность получить больше посетителей и завоевать их доверие. Другими словами, это своеобразный «пропуск» в персонализированную выдачу таких пользователей.

Нужно ли бояться «Калининграда»? Безусловно, нет. На данный период времени новая платформа еще «сырая» и в режиме реального времени не работает.

Стоит ли учиться жить в условиях персонального поиска? Конечно!